| Reset | A - | A + |
Главная \ Статьи, патенты и награды \ Статьи \ Инновационные перспективы топливной отрасли России
Инновационные перспективы топливной отрасли России

 

Баку. Нефтеперерабатывающий завод Тагиева

Инновационные перспективы топливной отрасли России.

А.А. Кричко, А.А. Озеренко.

Химия и технология топлив и масел - 2006 г. - N 6.

Структура и состояние производства моторных топлив и сырья для нефтехимии в России требуют оперативного и кардинального улучшения на базе новейших экономически эффективных научно-технических отечественных и зарубежных разработок. Этот вопрос экономической и национальной безопасности страны, перспектив ее социально-экономического развития следует решать как на государственном уровне, так и на коммерческой основе.

Современное состояние топливной промышленности России с точки зрения обеспечения страны моторным топливом и сырьем для нефтехимической промышленности существенно не сбалансировано. Нагрузка в данной сфере лежит практически полностью на нефтеперерабатывающей промышленности. Природный газ для получения моторного топлива на основе GTL-технопогий (Gas to Liquid) не применяется. Уголь также для производства моторного топлива не используется, а получаемое из него как побочный продукт при коксовании сырье для химической промышленности характеризуется низким качеством.

 

 

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, построенные 30-50 лет назад, имеют набор безнадежно морально и физически устаревших технологических процессов и установок (на отдельных предприятиях — 70—75%). Средняя глубина переработки нефти достигает только 65% масс, (в США — 93, в Западной Европе — 87% масс).

Переработка в несколько раз более энергозатратна, чем в развитых странах. Ее рентабельность на крупных предприятиях объясняется заниженной по сравнению с мировым уровнем внутренней стоимостью основных производственных ресурсов (без учета производства суррогатного топлива на мини-НПЗ). Качество получаемых моторных топлив, смазочных масел и других продуктов уступает мировым стандартам по многим показателям.

Основу российского экспорта нефтепродуктов составляют мазут, низкокачественное дизельное топливо и прямогонные бензиновые фракции для дальнейшей переработки [1]. НПЗ размещены по территории страны, как правило, крупными комплексами, что является причиной больших транспортных издержек при доставке продукции конечному потребителю, особенно в районы Сибири и Дальнего Востока.

Высокая доля мазута в балансе производства российских НПЗ приведет в ближайшие годы к тяжелым последствиям для внутреннего топливного рынка страны. По прогнозам, мазут, используемый сегодня в странах Западной Европы в основном как топливо для ТЭЦ, к 2008—2010 гг. будет практически полностью вытеснен природным газом. Поскольку это основной рынок для российского мазута, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), владеющие всеми крупными НПЗ в стране, начнут снижать объемы переработки нефти, сосредоточиваясь на ее экспорте [1].

В результате Россия через несколько лет будет импортировать бензин. Дефицит моторного топлива (и нефтехимического сырья) на внутреннем рынке вызовет значительный рост цен, скажется на темпах экономического развития. Поэтому проблему рационального использования сырья необходимо решать срочно.

Точечная модернизация существующих производств на базе более или менее современных зарубежных технологий, проводимая ВИНК с целью увеличения глубины переработки и мощности вторичных процессов, повышающих качество топлива, не решит проблему кардинально, а только обеспечит ее консервацию и увеличит отставание России от технологически развитых стран. Не имея сегодня собственной целенаправленной и современной стратегии в сфере топливных технологий, а также серьезной организационной структуры для нее, Россия будет внедрять у себя не самые передовые технические решения и процессы, оплачивая и стимулируя в то же время чужой научно-технический прогресс

При этом экологическая нагрузка в местах размещения действующих НПЗ большой мощности существенно не снизится, а инвестиционные затраты, растянутые во времени, окажутся неоправданно высокими и малоэффективными.

Более эффективно экономически и стратегически было бы вести опережающее строительство новых современных НПЗ параллельно с гораздо более дорогостоящей и длительной комплексной реконструкцией имеющихся. При масштабах России новые НПЗ рационально создавать в непосредственной близости от мест потребления основной продукции, рассредоточив их по территории страны в виде одного или нескольких небольших модулей (суммарной мощностью 1—3 млн. т/год) с 90—95%-ной глубиной переработки. Инвесторами таких региональных заводов могут стать не только крупнейшие ВИНК, но и региональные администрации и бизнес-структуры.

Снижение инвестиционных затрат на создание каждого отдельного модуля или НПЗ позволит увеличить приток средств на модернизацию топливной отрасли, ускорить этот процесс, предотвратить снижение производства моторного топлива в стране. Это улучшит конкурентную среду на российском топливном рынке, стабилизирует цены рыночными методами, будет стимулировать ВИНК на ускоренную реконструкцию существующих крупных НПЗ.

Помимо общих чисто экономических преимуществ будут обеспечены налоговые поступления целому ряду ныне дотационных регионов России. Это позволит им самостоятельно развиваться, создать новые рабочие места, снять социальную напряженность, а в конечном счете укрепить национальную безопасность страны.

Такая стратегия развития уже востребована российским топливным рынком. По данным Ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий, многие региональные компании планируют в будущем обзавестись собственными небольшими НПЗ [2]. При этом существенная их часть будет строиться пока что лишь с целью создания ВИНК, возможно, для последующей ее перепродажи.

Отставание России по глубине переработки нефти складывалось десятилетиями, в течение которых (начиная с СССР) в производство было внедрено лишь незначительное число серьезных технологических процессов отечественной разработки. Научные исследования были связаны в основном с воспроизведением в промышленности западных патентов. Сегодня, в условиях интеграции России в мировое сообщество, такой путь развития неприемлем и бесперспективен. Необходимы собственные свежие идеи и новые прорывные технологические решения.



 

Поиск

Технико-экономические преимущества установок СЖТ-Модуль

Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор. Г. Форд


1. Существующие установки переработки углеводородного сырья на НПЗ и НХЗ включают в себя физические и химические энергозатратные процессы. Технико-экономическая эффективность таких установок зависит от минимальной мощности производства, которая обеспечивает выпуск качественного целевого продукта.

Минимальная мощность современного НПЗ ≈ 1 млн.т/год (с глубокой переработкой – от 5-7 млн.т/год).

Установки «СЖТ-Модуль» позволят существенно снизить капитальные и энерго- затраты переработки и получить целевые продукты заданного качества вне зависимости от мощности проектируемого производства.

2. Существующие промышленные установки – крупные сооружения, занимающие значительные площади.

Установка «СЖТ-Модуль» в несколько раз компактнее и может комплектоваться в контейнерах.

3. Себестоимость переработки углеводородного сырья в целевые продукты установками «СЖТ-Модуль» на 30-40% ниже, чем при существующем крупномасштабном производстве из соответствующего сырья.

4. Возможность подбора технического режима переработки для различных углеводородов позволяет расширить сырьевую базу ТЭК.

5. Модульный принцип установок «СЖТ-Модуль» обеспечит высокую надежность и ремонтопригодность создаваемых производств.

Copyright © 2010 ООО "Технологические инициативы"

All Rights Reserved.

ООО "Углеродтопхим технология"
Алексей Озеренко
тел.: +7 495 997 24 36
info@uglerodtophim.ru

Курс ЦБ РФ USD и Forex EUR/USD - ИА «Финмаркет» GISMETEO: Погода по г.Москва