| Reset | A - | A + |
Главная \ Технологии и проекты \ Качественная независимая нефтепереработка – как инструмент ускоренного развития регионов и всей страны
Качественная независимая нефтепереработка – как инструмент ускоренного развития регионов и всей страны
Технология и проекты

Критические проблемы России – исключительно сырьевая направленность экономики, убогая инфраструктура, прогрессирующее технологическое отставание от развитых стран и уже многих развивающихся, большой разрыв в экономическом развитии и благосостоянии жителей различных регионов.

Кардинально исправить положение и добиться целевых установок на построение высокотехнологичной экономики с максимальным переделом и эффективным использованием сырьевых ресурсов могут только неординарные структурные решения. Необходимо чтобы они давали максимально комплексный социально-экономический эффект при сниженных и оптимизированных удельных инвестиционных затратах. В первую очередь должен быть обеспечен всесторонний рост экономики регионов, особенно дотационных.

Развитие российской экономики во многом тормозится состоянием отечественной нефтепереработки. Ее чрезвычайная монополизация является главным фактором, препятствующим рациональному использованию ресурсов и надежному, при разумном уровне издержек и цен, обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами и другими видами топлива. ВИНКи не заинтересованы в модернизации своих НПЗ и развитии производства, а государство не способно их заставить. Высокие цены на моторные топлива сдерживают рост их внутреннего потребления, а значит и развитие экономики страны в целом, снижая конкурентоспособность продукции практически всех отраслей экономики.

Очередной кризис на топливном рынке страны, анализ его причин и последствий для экономики и социальной сферы убеждают в необходимости срочного развития независимой нефтепереработки. Однако, ни предлагавшееся в 2008 г. строительство независимого от ВИНК НПЗ, ни сегодняшнее предложение МЭР и Минэнерго о покупке НПЗ от 6 млн. т в год для независимой давальческой переработки нефти не решат проблему.

Один независимый завод не сможет снизить среднее транспортное плечо (в 4 раза больше, чем в США) и транспортные издержки по доставке топлива конечным потребителям, оперативно корректировать ситуацию на всех региональных рынках. Очевидно, что он скоро тоже станет монополистом и вступит в картельный сговор с ВИНК. А стоить будет неоправданно дорого.

В качестве инструмента ускоренной модернизации экономики и эффективного рыночного средства для предотвращения кризисных ситуаций с топливом и формирования справедливой цены на него в крупнейшей нефтедобывающей стране с ее огромной территорией предлагается создание (всемерное стимулирование и поддержка государством) разветвленной сети современной, качественной и эффективной независимой региональной нефтепереработки.

Такой, казалось бы, узкоотраслевой топливный проект даст серьезный синергетический эффект для развития регионов и всей страны, укрепления социальной стабильности. Замена ценового диктата ВИНК на конкурентное формирование цены со снижением транспортной составляющей в ней будет способствовать быстрому развитию местных производств, кооперативных связей и повышению конкурентоспособности продукции практически всех отраслей экономики. Будут созданы десятки тысяч квалифицированных рабочих мест, обеспечена загрузка отечественным машиностроительным заводам, снизится нагрузка на транспортную инфраструктуру. Ценовое давление на ВИНК заставит их ускорить модернизацию своих НПЗ, развивать нефтехимические производства.

Стимулировать кардинальную модернизацию российской нефтеперерабатывающей отрасли, обеспечить технологическую основу для создания разветвленной сети средних и малых независимых «региональных» НПЗ с глубокой переработкой и продукцией качества не ниже Евро-4 мощностью 0,2-3,0 (в основном 0,5-1,0) млн. т в год может промышленное освоение технологии глубокой переработки нефти методом первичной гидрогенизации.

Предлагаемая к внедрению технология меняет идеологию и саму структуру производственного процесса глубокой переработки нефти. Как принципиально инновационная, более эффективная и гибкая она сможет успешно конкурировать с существующими в мировой практике многоступенчатыми технологическими схемами глубокой нефтепереработки. Позволит строить экономически эффективные региональные НПЗ, выпускающие светлые моторные топлива по стандарту ЕВРО-4, ЕВРО-5 с выходом около 90 % без мазута и кокса, мощностью от 200 тыс. твг (в отдельных случаях – от 100 тыс. твг). Вместо мощности от 5-7 млн. твг для эквивалентного производства по традиционным схемам.

Разработчик технологии – независимая команда ученых, технологов и проектировщиков. Государственное финансирование не использовалось.

Главная технологическая идея – не создавать тяжелые нефтяные остатки (при первичной дистилляции) в принципе, позволяет избавиться от многоступенчатости глубокой переработки. Однако она непривычна для нефтепереработчиков.

Используются три основных технологических момента:

первичная гидрогенизация нефти (до дистилляции),

введение в сырье гидрогенизации рециркулирующих в процессе фракций с донорно-водородными свойствами,

применение каталитической системы в виде нанокристаллитов, формирующейся из эмульсии в сырье.

Типичные основные параметры головного процесса: температура – 410-450°С, давление водорода – 3,5-7,0 МПа, расход молекулярного водорода – 0,5-3,0% на сырье (для средней нефти ~ 1,0%), объемная скорость – 0,5-3,0 т/(м3·час). Такой мягкий гидрокрекинг изначально кардинально изменяет свойства дисперсной системы сырья, дает общее облагораживание со снижением вязкости, сернистых и азотистых соединений, удаление тяжелых металлов, позволяет в полной мере реализовать потенциал сырья и снять проблему переработки тяжелых остатков.

Достигаемый технический результат – практически все сырье в одну стадию переводится во фракции, выкипающие до 360°С (глубина переработки ~ 99%). При этом светлые дистилляты, получаемые в головном процессе, значительно ближе по качеству к современным требованиям на моторное топливо, чем в существующих схемах. Для обеспечения качества товарных продуктов могут применяться отработанные технологии и аппаратное оформление вторичных процессов (гидроочистка, риформинг, алкилирование или изомеризация).

Основное препятствие для широкого внедрения – отсутствие демонстрационного пилотного производства опытно-промышленного масштаба, что не позволяет доработать технологию для промышленного использования и продемонстрировать её потенциальному заказчику.

Необходимый объем инвестиций (в зависимости от места размещения опытно-промышленной установки, наличия инфраструктуры и др., а также выбранной модели развития проекта) 0,7-1,1 млрд. руб. (25-40 млн. $).

Срок вывода технологии на рынок – 3 года.

Срок окупаемости проекта – 5-7 лет от начала финансирования.

Высокие экономические показатели и более низкие удельные затраты таких региональных НПЗ глубокой переработки позволят привлечь к их строительству и финансированию независимые от ВИНК бизнес-структуры.

Для целей программы ускоренного регионального развития возможно строительство (реконструкция) до 2020г. порядка 30 региональных НПЗ с размещением в дефицитных по моторному топливу и дотационных регионах, либо в местах, находящихся в зоне действия трубопроводов ОАО «Транснефть» с оптимизацией логистики по доставке конечным потребителям и обеспечением максимально конкурентного топливного рынка. Общая выработка моторного топлива на этих заводах составит порядка 30 млн. т. в год. Это позволит запустить действительно рыночные, биржевые механизмы формирования цены топлива. Кроме того, у технологии имеется хороший экспортный потенциал.

Основные публикации:

  1. Озеренко А.А., Заманов В.В. Нано-технология глубокой переработки нефти //Нефтепереработка и нефтехимия. 2007. №3. С. 28-32.

  2. Кричко А.А., Озеренко А.А., Озеренко Е.А. и др. Получение и применение псевдогомогенных катализаторов для гидрогенизации и крекинга углеводородного сырья // Катализ в промышленности. 2007. №2. С. 30-36.

  3. Кричко А.А., Озеренко А.А., Озеренко Е.А. и др. // Катализ в промышленности. 2007. №3. С. 23-32.

  4. Патент № 2255959 (РФ) – Способ переработки нефти // Заманов В.В., Кричко А.А., Озеренко А.А. и др. 2005 г.

 

Поиск

Технико-экономические преимущества установок СЖТ-Модуль

Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор. Г. Форд


1. Существующие установки переработки углеводородного сырья на НПЗ и НХЗ включают в себя физические и химические энергозатратные процессы. Технико-экономическая эффективность таких установок зависит от минимальной мощности производства, которая обеспечивает выпуск качественного целевого продукта.

Минимальная мощность современного НПЗ ≈ 1 млн.т/год (с глубокой переработкой – от 5-7 млн.т/год).

Установки «СЖТ-Модуль» позволят существенно снизить капитальные и энерго- затраты переработки и получить целевые продукты заданного качества вне зависимости от мощности проектируемого производства.

2. Существующие промышленные установки – крупные сооружения, занимающие значительные площади.

Установка «СЖТ-Модуль» в несколько раз компактнее и может комплектоваться в контейнерах.

3. Себестоимость переработки углеводородного сырья в целевые продукты установками «СЖТ-Модуль» на 30-40% ниже, чем при существующем крупномасштабном производстве из соответствующего сырья.

4. Возможность подбора технического режима переработки для различных углеводородов позволяет расширить сырьевую базу ТЭК.

5. Модульный принцип установок «СЖТ-Модуль» обеспечит высокую надежность и ремонтопригодность создаваемых производств.

Copyright © 2010 ООО "Технологические инициативы"

All Rights Reserved.

ООО "Углеродтопхим технология"
Алексей Озеренко
тел.: +7 495 997 24 36
info@uglerodtophim.ru

Курс ЦБ РФ USD и Forex EUR/USD - ИА «Финмаркет» GISMETEO: Погода по г.Москва